"У ребёнка от трёх до семи лет происходит интенсивное развитие головного мозга. В этом возрасте ему нужно развить программу — рефлекс цели, о котором говорил в свое время академик Павлов. Рефлекс цели даёт ребёнку устремление к цели, веру в себя, в свои силы, определяет его предназначение, для чего он живёт в этой жизни".
Ю. Куклачёв Юрий Куклачёв в образе учителя: о том, что общего у актёра и педагога, о работе с подростками в колонии и «Уроках доброты»
Читать 7 минут.
Все думают, что клоун Юрий Куклачёв – это только кошки. А это не так. Он ещё патриот и педагог со званием народный учитель России.
С 2003 года он работает над культурно-воспитательной программой «Школа доброты» для занятий с детьми в начальных классах. При создании программы использует свой личный опыт и работы выдающихся ученых, академиков, психологов и методистов.
— Я всегда хотел дарить людям улыбки. Идея проводить «Уроки доброты» появилась в 1985 году. Первое время это были только встречи, на которых я рассказывал о том, как кошки учат людей быть добрее. А потом, когда в 1992 году от передозировки наркотиками погиб сын моего друга, я понял – встреч мало. Решил записать жизненный опыт, чтобы как можно больше детей избежали беды. Теперь это не только книги, но и сильнейшая программа занятий для школ. А ведь школа – это основа жизни любого человека.
Журналисты встретились с известным клоуном и дрессировщиком кошек на «Уроке доброты», который он преподал студентам Московского городского педагогического университета.
– Юрий Дмитриевич, сегодня мы увидели вас в непривычном качестве. Что, на ваш взгляд, объединяет профессии педагога и актёра?
Ю.К.: Это очень близкие профессии. Актёр несёт со сцены образ, хороший актёр никогда не показывает своих настоящих чувств, вы не увидите, что у него на душе. Может быть, у него дома кто-то очень болен, может, кто-то умер из близких родственников, но вы не почувствуете его переживаний.
Также и педагог. Образ — это единственное, за что может спрятаться педагог, когда входит в класс. Хочет он этого или нет, ему нужно освоить это мастерство. А если он приносит в класс свои личные проблемы, это будет трагедией для детей.
Поэтому я всегда говорю, что педагог создаёт свой личный образ, отталкиваясь от своей индивидуальности. Необходимо выработать рефлекс: как только входишь в класс, тут же входить в образ, как это делает актёр при выходе на сцену.
Без этого очень трудно работать в школе. Вы отдаёте детям свою энергию, расходуется очень много сил, и вас надолго не хватит, поэтому нужно ещё уметь выстраивать защиту.
– С чего начинать молодому педагогу, как научиться и входить в образ, и строить защиту?
Ю.К.: Начать надо с себя, постоянно работать над саморазвитием. Я могу помочь научиться работать над психофизическим тренингом, однако, чтобы донести до детей школьный материал, нужен творческий подход, а не только знание предмета.
Учитель ведь не лекции читать приходит к детям, он — главная движущая сила, от которой зависит будущее детей, их развитие, поэтому это очень важный момент.
– В чём вы видите секрет успеха вашего тренинга?
Ю.К.: Секрет очень простой, всё построено на рефлексе, на том, что даётся нам природой. Человеком управляют две энергии — энергия страха и энергия любви. Любовь — это всеобъемлющее чувство, самая великая энергия в мироздании. А всё, что противоположно любви, относится к страху.
У ребёнка от трёх до семи лет происходит интенсивное развитие головного мозга. В этом возрасте ему нужно развить программу — рефлекс цели, о котором говорил в свое время академик Павлов. Рефлекс цели даёт ребёнку устремление к цели, веру в себя, в свои силы, определяет его предназначение, для чего он живёт в этой жизни.
Для достижения этой цели следует использовать главный элемент духовного мира — доброту, которая проходит через святой источник Вселенной — любовь.
Ведь жизнь человека в космическом измерении исчисляется одним днем, всего лишь короткий миг — рождение, старость, болезнь и смерть. Кто-то живет 50 лет, кто-то 100, но как мы проживаем этот день?
Я работал с 12-летними детьми в колонии, и был поражён тем, что у них совсем нет этого рефлекса. Мы работали вместе с психологами и прорвали эту преграду, буквально взорвали её.
И тогда ребята поняли, что своими руками могут добиться многого в жизни, при желании могут стать чемпионами спорта. Вы не поверите, один мальчишка своими маленькими ручками угнал 30 машин! Я увидел его талант, и говорю ему, давай начнём работать жонглёрами. Он попробовал, и у него всё прекрасно получилось. Впоследствии он стал прекрасным жонглёром.
– Чтобы воспитать хороших людей, педагогу самому нужно соответствовать высоким нравственным критериям?
Ю.К.: Конечно! Поэтому я и работаю с будущими учителями, помогаю им выстраивать свою личную жизнь. Это очень важный момент, тебе сначала надо обустроить свою жизнь, тогда тебе будет чему учить детей.
Я предлагаю им начать работу над собой. Ведь саморазвитие — это постоянная работа, борьба с самим собой. Вокруг одни желания и соблазны, хорошее и плохое, всё переплетено.
Второе правило — никогда не брать чужого. Чужое не приносит радости. Когда поставишь для себя такие установки, ты и не заметишь, как изменится твоя жизнь.
Когда вы входите в класс, необходим внутренний духовный настрой, такой же, как у актёра перед выступлением. Для этого и создаётся образ.
Надо различать образы внешние и внутренние. Для создания внешнего образа начните работать со своим лицом, телом. Подойдите к зеркалу, погладьте себя по лицу и улыбнитесь. Многие ведь не умеют улыбаться. Понимаете?
Всё идёт от внутреннего состояния. Каждый в жизни переживает обиды, горести и страдания, от чего разрушается внутренний стержень человека. При общении с детьми очень важно работать глазами, бровями, мимикой, головой, движением рук, всё играет на образ. Не говоря уже о таланте владения голосом, интонацией. Надо хорошо контролировать свой голос, потому что словом можно обидеть ребёнка, ввести его в глубокие переживания.
– Есть ли у вас требования, которые нельзя нарушать?
Ю.К.: У меня есть непреложное требование — к детям применимо только гуманное отношение. Как только вы входите в класс, вы должны сразу чувствовать детей. Посмотрите им в глаза и сразу поймёте, что происходит у них дома.
Нельзя при всех указывать ребенку на его недостатки, даже взрослые с трудом выносят это испытание. В задачу педагога входит регулирование своих чувств и эмоций, страстей и желаний, очень важно научиться сдерживать себя, вовремя убрать то тёмное, что идёт изнутри.
Самые страшные враги в процессе воспитания детей — это родители, которые дома ссорятся между собой, обсуждают других, даже ругаются матом, говорят ребёнку «я тебя люблю», и тут же дают подзатыльник.
Как им привить ребёнку уважение к личности? Это очень трудно.
– Благодарю вас за урок доброты. А как вы сами его проходите?
Ю.К.: Я прохожу его каждый день. Почему я стал Куклачёвым? Потому что я и есть тот человек, который, если хочет чего-то достичь, ищет возможности, а не тот, кто ищет причины.
Я живу по принципу: «Всё, что с нами происходит, это хорошее явление». И жизнь неоднократно доказывала это. Вот, к примеру, в шестнадцать лет, когда исполнилась моя мечта, и я поступил учиться на клоуна, я сильно порезал ногу — до костей. Врачи сказали, всё, ты инвалид, какой тебе тут цирк.
Но я очень хотел стать клоуном, и решил не сдаваться, искать выход. Я нашёл китайского врачевателя, который иголками оживил мои ноги, вернул им чувствительность. До изнеможения тренировал своё тело, пока моя хромота стала незаметной.
Зато потом из-за этой травмы меня не взяли в армию. Не зря в народе говорят: «Нет худа без добра». Я много читал, благодаря своему педагогу в училище, которого все очень уважали и любили. Она считала, что актёр должен быть грамотным, и заставляла читать Шекспира, Мольера. Я потом понял, почему советский цирк был самым лучшим в мире, потому что артисты все были очень образованными.
– Какую проблему в нашей системе образования вы выделили бы, как самую главную?
Ю.К.: Я считаю, что самая большая проблема в том, что из образования убрали воспитание. Плохой учитель — это катастрофа. За нищенскую зарплату, которую специально придумали, чтобы исчезло образование, талантливые люди не идут в учителя.
Учебники — это наука, а как донести до детей знания, чему учить, вот в чём вопрос! Учить детей надо через любовь и уважение, не подавлять в них индивидуальность, а помочь развить скрытые способности, о которых ни они, ни их родители даже не подозревают.
– Правильно будет сказать, что из вас не получился бы дрессировщик, если бы вы не были педагогом? Есть ли разница в том, как работать с детьми и с кошками?
Ю.К.: У меня нет специального педагогического образования, но я единственный в мире человек, который, поняв основу взаимопонимания, взаимоотношений, взаимоуважения, сделал так, чтобы эти независимые, гордые животные подчинялись мне.
Дети до семи лет, как и котята, развиваются одинаково. Это не я придумал, русский учёный Павлов сказал, что условный и безусловный рефлекс у животных и людей развивается одинаково.
Все спрашивают, какой секрет вы открыли, что кошки слушаются вас? (смеётся). А секрета тут никакого и нет, я делаю только то, что нравится животным, достигаю нужного результата не через страх, а через любовь. Это важно. Так надо и с детьми.
Не менее важно развить в детях веру в себя, в свои возможности. Вера — вот главная сила человека.
– Мы сегодня учились у вас улыбаться. Почему этому надо учить? Ведь это естественно, ты улыбаешься мне, я улыбаюсь тебе, как это хорошо.
Ю.К.: Люди перестали улыбаться, потому что в мире стало мало доброты. Уроки доброты я начинаю с урока смеха, это значит, я учу их основе жизни — доброте. А доброта — это честность. Вот животные очень хорошо чувствуют обман, и никогда его не прощают. Для них обман — это предательство.
Общаясь с кошками, я понял, что у доброты есть не только друзья, но и враги. И они находятся не где-то на улице, а в тебе самом. Потому что самая главная битва происходит в сердце человека.
Взять чужое или не взять…
Сказать грубое слово или не сказать…
Пожалеть или не пожалеть…
Оскорбить или не оскорбить…
#полезное@jivi_stoya